Печать

Творческая лаборатория "Цифровая школа"

. -> Научная деятельность

Городская экспериментальная площадка

творческая лаборатория «Цифровая школа»

Описание эксперимента

План работы ТЛ на 2014-2015 учебный год

План работы ТЛ на 2013-2014 учебный год

План работы ТЛ на 2012 - 2013 учебный год

 

 

Тема эксперимента

Информационные технологии в образовательном процессе и процессе управления гуманитарной гимназией как неотъемлемая часть единого образовательного пространства гимназии.

Директор

Бирюков Сергей Николаевич, Заслуженный учитель РФ.

Руководитель

Углянская Валентина Вадимовна, учитель информатики

Содержание эксперимента

Организация на базе гимназии эффективного применения информационных технологий в образовательном и управленческом процессе; создание единого информационного пространства гимназии с использованием технических и программных ресурсов проекта «Цифровая школа», разработанного компанией «Polymedia».

На данный момент в гимназии накопился существенный опыт по использованию информационных технологий (ИТ) в процессе ее жизнедеятельности. С 21 мая 2008 года на базе гимназии реализуется проект общероссийского значения «Цифровая школа» совместно с компанией «Polymedia», осуществившей в рамках реализации данного проекта программу технического оснащения гимназии современными компьютерными средствами.

В гимназии успешно функционируют 33 интерактивных доски SmartBoard, 2 компьютерных класса, оснащенных 20 современными компьютерами, отвечающими нормам здоровьесберегающих образовательных технологий; медиатека, располагающая 8 современными компьютерами, предназначенными для развития инновационных компетенций учащихся гимназии в рамках проектной методики обучения. Предметные кабинеты, кабинеты психологов, логопеда, медицинский кабинет, рабочее место социального педагога и творческого организатора, а также административно-управленческие службы гимназии оснащены компьютерами в количестве 172 штук.

Имеется компьютерное рабочее место в библиотеке. В конференц-зале, актовом зале, поточной аудитории установлено аппаратное и программное обеспечение, позволяющее принимать участие в видеоконференциях и телемостах, а также самим организовывать подобного рода мероприятия.

Для организации учебного процесса с применением ИТ имеется 25 портативных компьютеров (нетбуков), мобильная тележка с 15 ноутбуками, используемые по мере необходимости для индивидуальной работы учащихся.

Функционирует портал гимназии, содержащий новостную ленту, индивидуальные страницы учителей и предметных кафедр, дистанционные курсы, разработанные учителями гимназии; официальный сайт гимназии, выполненный с помощью программы «Конструктор сайтов», основной задачей которого является предоставление в открытый доступ отчетных документов по деятельности гимназии.

Имеется также сайт выпускников гимназии, разработанный к столетнему юбилею гимназии: 10forever.ru.

Все это позволяет организовать на базе гимназии № 10 экспериментальную площадку «Цифровая школа», главной целью которой является организация единого информационного пространства гимназии как совокупности информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации, и как совокупности средств информационного взаимодействия учащихся, учителей и администрации, обеспечивающих открытый доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий - программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Реализация эксперимента

Гимназию можно представить в виде четырех основных структур – Администрация, Педагогический коллектив, Ученическое Сообщество и Блок Различных Служб гимназии. Все эти структуры погружены в информационное пространство гимназии (окологимназическое пространство), состоящее из двух частей: внутригимназическое и внегимназическое, осуществляющих постоянное взаимодействие.

Задачи эксперимента

       Обобщение накопленного опыта применения НИТ в образовательных учреждениях;

        Выделение и претворение в жизнь перспективных направлений развития информатизации каждой структуры гимназии;

        Всемерное внедрение НИТ во все сферы окологимназического пространства.

        Вовлечение творческих учителей в информационное пространство гимназии по различным направлениям: образовательному, воспитательному, здоровьесберегающему, методическому, проектному; в том числе в области развития дистанционных и инклюзивных технологий образования, инновационного подхода к современному образовательному процессу; реализации гимназических программ развития в области воспитания и здравоохранения, развитии инновационных компетенций обучающихся и выпускников гимназии.

        Создание в итоге единого информационного пространства гимназии с использованием технического оснащения, полученного в результате участия в российском проекте «Цифровая школа» от компании «Polymedia».

Участие субъектов в процессах информационного взаимодействия могут быть:

Активное:

Организация контакта;

Поддержка контакта;

 Развитие контактных форм общения;

     Пассивное

Получение информации;

Использование нужной информации;

 Стадии информационной деятельности участников информатизационных процессов:

 

Работа только с имеющейся и получаемой информацией без компьютерной обработки;

Использование различных информационных систем и программного обеспечения для обработки, анализа информации и выработки плана дальнейшей работы;

Разработка авторских информационных систем, программного обеспечения.

 

Функции процесса информатизации подпространств окологимназического пространства:

 

Коммуникативная;

Обеспечиваюшая;

Сервисная;

Производственная;

Управленческая;

Логостическая (образовательная);

Гносеологическая (познавательная);

Созидательная (проектная);

Метрологическая (измерительная);

Экспериментальная (имитационная).

 

Применение информационных технологий позволяет педагогам гимназии применить различные технологии обучения, образования. С точки зрения методологии педагогики компьютерные технологии являются комплексными, поглощающими и дополняющими многие другие современные педагогические технологии.

Использование НИТ в основных структурах окологимназического пространства

Администрация

Мониторинги;

Документооборот;

Современный уровень проведения всех мероприятий гимназии;

Электронное оповещение;

БД «Гимназия»;

Справочная служба администратора;

Введение подсистем: «Расписание», «Оповещение», «Справочная служба», «Консультации», «Аналитический центр», «Методическая копилка Администратора»;

Анализ и проработка модели деятельности администрации в гимназии;

Организация взаимодействие гимназии и различных подсистем с внешним миром;

Отслеживание рейтингов различных образовательных учреждений;

Разработка системы поощрения педагогического коллектива за организацию творческих, научно-исследовательских коллективов и/или работу в таковых;

Разработка системы поощрения педагогического коллектива за применение НИТ в своей профессиональной деятельности;

Организация обязательного прохождения всем педагогическим коллективом курсов по использованию НИТ в учебном процессе в Городском центре информатизации «Эгида», на курсах ОблЦИТ и НИПКиПРО.

Педагогический коллектив

Учитель-Предметник

Применение ИТ в профессиональной деятельности, а также для оптимизации взаимодействия с другими структурами окологимназического пространства;

Создание и размещение в медиатеке гимназии методических разработок по ведению образовательного процесса с использованием ресурсов, предоставляемых «Цифровой школой»;

Разработка и создание цифровых образовательных ресурсов (с использованием SMART-технологий) и применение их в учебном процессе;

Посещение вебинаров, фокус-сессий и видеоконференций, организуемых с применением оборудования, входящего в аппаратную (техническую) часть проекта «Цифровая школа»;

Обмен опытом с коллегами в рамках сетевых творческих предметных объединений, профессиональных интернет-групп и социальных сетей;

Возможность реализовать в рамках работы «Цифровой школы» переход к образовательному процессу согласно цивилизационной парадигме как новой парадигме информационного общества, ориентированной на подготовку информационно грамотных людей, то есть людей, умеющих учиться на протяжении всей своей жизни (разработка и размещение в едином информационном пространстве гимназии дистанционных образовательных курсов);

Создание личной страницы педагога на портале гимназии с целью привлечения коллег к своим инновационным разработкам и обмену опытом.

                  Классный руководитель:

Использование материалов БД «Копилка классного руководителя»,   «Выпускники», ведение документов с помощью ПК, использование готовых мультимедийных пакетов «Хронограф», «АРМ классного руководителя», «КМ-школа», электронной почты, социальной сети «Дневник.ру» и других возможностей Интернета для организации всеобъемлющего обмена информацией со всеми заинтересованными сторонами (учащимися, родителями, администрацией гимназии).

          Педагог-человек:

Использование ИТ и Интернета для сокращения нагрузок, сохранения и восстановления здоровья, достойной организации досуга, для личностного развития и улучшения микроклимата в коллективе и в семье.

Учащиеся

Общеобразовательная деятельность:

зучение информатики и ИКТ за счет факультативных и консультационных часов (2 - 7 классы);

изучение информатики и ИКТ за счет инвариантной части учебного плана(10-11 классы профильные классы – математические, информационно-технологические);

изучение информатики и ИКТ за счет гимназического компонента учебного плана(8-11 классы);

углубление знаний в области информатики и ИКТ на элективных курсах (8-10 классы).

:Применение ИТ и ресурсов сети в качестве:

дополнительных информационных источников,

для самотестирования, закрепления получаемых знаний, подготовке к государственной аттестации по предметам (ГИА, ЕГЭ);

при подготовке различных документов, презентаций, проектов.  

Научно-исследовательская работа

работа в школьном НОУ, в других научных школах с публикацией работ в различных тематических сборниках, телеконференциях, форумах, олимпиадах;

участие в вебинарах, дистанционных олимпиадах («Статград»), олимпиадах высших учебных заведений («Будущее Сибири»);

усвоение правил подготовки материалов исследования к публикации;

знакомство с проблемой защиты авторских прав и с основными положениями об интеллектуальной собственности (правовое просвещение);

подготовка и участие в научно-практических конференциях школьников и студентов разного уровня, в том числе и в формате интернет-конференций.

Участие в функционировании портала гимназии;

Консультационная служба;

Служба оповещения;

Справочная служба учащихся;

В помощь школьному курсу, но по индивидуальным предпочтениям (индивидуализация обучения, инклюзивное образование):

Дистанционное обучение;

Участие в общероссийской игре по русскому языку «Русский медвежонок»;

Участие в международной математической игре «Кенгуру»;

Выполнение различных творческих проектов;

Работа в ШИКе (Школьном Интеллектуальном Клубе);

Профориентационный блок:

Создание и ведение неформального WEB-сайта гимназии;

Участие в работе школьного пресс-центра, телецентра, дизайн и верстка школьного журнала «В десятку!»;

Участие в работе школьного Информационного Центра;

Участие в широком круге школьных факультативов;

Участие в специализированных курсах по информатике, программированию, ИКТ;

Поиск информации о профессии в сети Интернет.

Социализация личности школьника:

Выход в Интернет с целью погружения в мировое пространство во всем его многообразии;

Посещение сайтов, посвященных различным правовым аспектам;

Посещение виртуальных музеев, книгохранилищ и библиотек с целью расширения кругозора и воспитания культуры личности

Выпускники

БД: необходимая информация для дальнейшего сотрудничества, анализа, корректировки существующих направлений работы; раздел для выпускников на портале и неформальном сайте гимназии;

Направления взаимодействий: всестороннее привлечение к продолжению участия в жизни гимназии (возможны разнообразнейшие формы в рамках «Цифровой школы» - от ведения специализированных курсов до общения в социальной сети).

 

Существующие службы

Психолого-педагогическая (диагностика, мониторинг, корректирующие методики, профориентация);

Медицинская служба (БД, коррекция, информационное обслуживание, консультации, оздоравливающие занятия в компьютерном классе);

Медиатека (методические разработки уроков с применением ИТ и ЦОР, разработанные учителями гимназии, дистанционные курсы; занятия по индивидуальному инновационному проектированию с одаренными учащимися) ;

Внешкольная деятельность (организация информационного обеспечения гимназии, поддержание деловых связей и взаимовыгодных контактов, поиск интересных и перспективных в смысле дальнейшего сотрудничества людей, организация мониторинга занятости во внешкольное время, контроль качества предоставляемых образовательных услуг сторонними организациями);

Охранная (система видеонаблюдения);

Хозяйственная (проекты по оформлению, использованию, поддержанию определенного состояния различных школьных объектов, интерьеров; работа с государственным сайтом закупрк, котировок, конкурсов);

Библиотека (БД по ресурсам школьной библиотеки, информационное оповещение о поступивших новинках, различные мониторинги, проведение и участие в различных конкурсах, в телеконференциях, знакомство ребят с интересными виртуальными библиотеками, знакомство с интереснейшими новинками сетературы (литературы в сети Интернет) и их авторами);

Методическо-информационная служба (создание электронной БД методических разработок, тематических сайтов по различным разделам; разнообразное информационное оповещение; поддержка связей и обмен опытом с районным, городским, областным методическими кабинетами, образовательным центром «Эгида» и подобными организациями; ведение мониторинга успеваемости, отчетность на внутригимназическом и внешних уровнях);

Финансово-экономическая (ведение электронного документооборота бухгалтерии, учета материальной базы гимназии, справочной юридической информации, ведение электронного учета всего денежного потока гимназии – попечительские пожертвования родителей, поступления от столовой, расходы и т.п.);

Попечительский Совет (ведение электронной версии всех протоколов, решений, сообщений, предложений, а также информации о членах Попечительского Совета гимназии, различного рода отчетностей);

Информационная служба гимназии сама в свою очередь состоит из подсистем – это все перечисленные выше структуры, а также собственно Информационный Центр, координирующий, дополняющий, организующий и помогающий в осуществлении информационного обмена всем заинтересованным сторонам (это и оповещение, это и получение и доведение до адресата, это и сохранение);

Техническая служба, осуществляющая поддержку в рабочем состоянии всех компьютеров и компьютерных сетей гимназии. В состав этой службы могут входить профессиональные электронщики, системщики, а также техники-лаборанты из состава гимназистов, интересующихся данным вопросом и способных выполнять этот вид деятельности;

Диспетчерская служба осуществляет составление и корректировку учебного расписания в соответствие с УП и приказом о распределении учебной нагрузки с учетом валеологических требований к здоровью учащихся с помощью компьютерных технологий (хранение информационных сведений, построение валеологически обоснованных графиков распределения трудоемкости учебного расписания, оформление расписаний специализированных курсов и факультативов с автоматическим просчетом количества учебных часов и т.д.);

Музей гимназии предназначен для сохранения исторической информации о жизни гимназии, организации выставок, посвященных историческим вехам ее развития, сбора и накопления информации о выпускниках и работниках гимназии, организации встреч выпускников.

Профессиональные организации

Взаимодействие с гимназией на основе информационного обеспечения Интернет:

:Дистанционное образование;

Работа по участию в различных грантовых конкурсах;

Пополнение базы материалов школьной медиатеки;

Творческое сотрудничество гимназистов с различными фирмами по выполнению профессиональной работы (разработка и оформление сайтов, локализация англоязычных сайтов, участие в творческих коммерческих рейтинговых конкурсах, поиск информации по заказу и т.д.).

 

Перспективы развития

Дальнейшее развитие проекта «Цифровая школа» будет направлено на:

обеспечение устойчивого функционирования информационного гимназического и окологимназического пространств в рамках единого образовательного пространства гимназии;

участие коллектива гимназии в видеоконференциях и телемостах любого уровня;

проведение методических семинаров всех уровней на тему развития единого образовательного пространства в рамках проекта «Цифровая школа» для педагогов и руководителей образовательных учреждений;

развитие медиатеки гимназии как творческой проектной площадки для работы по развитию инновационных компетенций учащихся гимназии; накопление на базе медиатеки базы творческих разработок учащихся и учителей для работы на различных уроках с использованием ИТ;

дальнейшая информатизация процесса управления гимназией; создание электронного документооборота; внутренней электронной почты;

:развитие работы в социальной сети «Дневник.ру», консультирование учащихся, учителей, классных родителей и родителей по вопросам использования возможностей электронного дневника гимназии;

переработка структуры и дизайна портала гимназии, замена программы, обеспечивающей работу портала («движка»);

развитие проектирования и составления дистанционных курсов по различным предметам и использование их в учебном процессе гимназии при осуществлении индивидуального подхода к учащимся и реализации постулатов инклюзивного образования.

к началу документа