Печать

Музей

. -> Общие сведения

Музей истории гимназии (школы) № 10 (МИГ-10)                                                                   Новости музея

Гимназия №10 – одно из старейших учебных заведений города Новосибирска. Год её рождения – 1912. После пожара 1909 года в Новониколаевске по проекту архитектора А.Д. Крячкова было построено 12 школьных зданий. Самое большое и, пожалуй, самое красивое из них – Андреевская школа. Она была построена десятой и под этим номером прошла свой столетний путь: школа рабочей молодежи, средняя общеобразовательная школа (с 1935 г. – десятилетка), с 1966 г. – с углубленным изучением английского языка, с 1996 г. – гимназия. За эти годы школа сменила три здания.

muzei1Музей истории гимназии (школы) №10 (МИГ 10) открыт сравнительно недавно, в мае 2005 года.
Главные цели его работы – патриотическое и нравственное воспитание гимназистов, формирование гражданской позиции, ценностных ориентиров. Воспитательное значение имеет сама музейная среда, где подлинные фотографии, документы, исторические предметы дают возможность прикоснуться к минувшим периодам, испытать эмоциональный подъём, почувствовать своё место в истории. Историческое самосознание и духовные ценности воспринимаются и формируются лучше всего через сопричастность с историей своей семьи, школы; на примерах людей, которые жили или живут рядом; в ходе конкретной деятельности – поисковой, исследовательской, творческой.
 
«Через историю школы – к истории Новосибирска и всей страны; через судьбы отдельных людей – к осознанию истинных ценностей», - таков основной принцип деятельности музея.
 
muzei2
Фонд музея сейчас насчитывает более 1200 документов и предметов по истории школы и города Новосибирска, охватывающих исторический период от начала ХХ до наших дней. Среди них –фотографии, письма, альбомы, книги и периодические издания, аттестаты и удостоверения, значки, медали, учебные предметы, произведения изобразительного и прикладного искусства. Имеется картотека основного фонда, ведётся электронный каталог.

Экспозиция музея включает 24 стенда («Так начиналась школа», «Огневые – сороковые», «Годы подъема и становления. 50-60-е годы», «Традиции. Новации 70-80-е годы», «Школа начинается с директора», «Легенды школы». «Учителя-ветераны», «Ученики приносят славу школе» и др.; 11 витрин – «Сквозь время», «Опаленные войной», «Попасть в десятку», «Есть такие кафедры», «Слава спортивная»). Кроме постоянной экспозиции широко практикуется организация тематических выставок.muzei3

Тема подвига в Великой Отечественной войне является ведущей в работе музея гимназии №10. Здесь тщательно собираются документы об учителях и выпускниках школы - участниках военных действий и работниках тыла, а также о новосибирцах – героях войны. В постоянной экспозиции музея этой теме посвящен стенд «Огневые- сороковые» и большая витрина «Опаленные войной». На стенде мы видим фотографии всех трех выпускных классов 1941 года, а ниже – мемориал, большинство ребят из этих классов погибли на фронтах войны. Среди них отличник Саша Рабко, его аттестат хранится в музее. Война прошлась по судьбам тех, кто остался в живых. Без правой руки вернулся с фронта Анатолий Широков, горел в танке Абрам Ицкал, стал инвалидом войны комсорг класса Володя Шевчук.

muzei4На витрине «Опаленные войной» размещены различные предметы и документы: письма с фронта, «похоронка», книги и воспоминания участников войны, военная каска, трофейный бинокль, сочинения учащихся. С волнением рассматривают ребята предметы, найденные при раскопках под Ленинградом.
В музее также оформлены две тематические выставки. «Великая Победа» - здесь представлены новые книги и публикации о новосибирцах – героях войны, факсимильные издания газет военного времени. Многие из изданий с автографами авторов или составителей.muzei5

Вторая выставка - «Пришел 41-й. Пора грозовая!». Здесь в разделах: «Ушли на фронт от школьного порога», «Письма с фронта», «Они вернулись с Победой» представлены копии архивных документов, статьи из газет, фотографии, воспоминания выпускников – участников войны. Например, материал об Э.В. Фугенфирове, ветеране войны Железнодорожного района, который был участником Парада Победы.

Оформляются выставки к Дням воинской славы России («Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Курская битва»); к краеведческим юбилейным датам (например, «75-летие Железнодорожного района»), к юбилейным датам учителей и выдающихся выпускников (например, «Народный учитель- защитник сирот» - об А.А. Католикове», «Спортсмен. Тренер. Учитель» - о Розенфельде Я.Р.). На них представлены фотографии, награды, публикации, поздравления. По выставкам проводятся тематические экскурсии, обзоры, вечера-встречи.muzei6

Оформлено много альбомов и тематических папок: иллюстрированная летопись школы, Книги Почета учителей и выпускников, альбомы-презентации по кафедрам. Становится традицией составлять и дарить музею альбомы-летописи выпускных классов.

Самой распространенной формой просветительской работы музея являются экскурсии. Они проводятся не только в рамках гимназии, но и для учителей и учеников города и области, студентов, для ветеранов войны и труда, жителей Железнодорожного района. В среднем проводится около 100 экскурсий в учебный год.
muzei8Обзорные экскурсии по музею проводятся для новых классов и учеников, для родителей, для выпускников прошлых лет, для студентов- практикантов педагогического университета, а также для участников различных семинаров и конференции (городской семинар «Проектная деятельность в воспитательной работе», семинар «Цифровая школа», семинар учителей английского языка, начальной школы и др.).
Тематические экскурсии проводятся к юбилейным датам и праздникам, по основным периодам истории школы, разделам экспозиции, о выдающихся личностях. К праздникам защитников Отечества и Дню победы, к датам военной истории проводятся экскурсии по темам «Опаленные войной», «Они из 1941 года», Уходил сибиряк на войну», «Улицы расскажут вам», «Навеки двадцатилетние», «Парень из нашего города», «Они вернулись с Победой», «В жизни всегда есть место подвигу».muzei9

В них представлены книги, журнальные публикации, письма с фронта, фотографии, материалы изобразительного искусства, предметы военного обмундирования (каска, пилотка, плащ-палатка, фляжка), страшный сувенир – блокадный хлеб, предметы, привезенные с раскопок под Ленинградом. В содержании этих экскурсий много материала посвящено учителям и выпускникам школы №10 – участникам военных сражений и работникам тыла. Например, экскурсия «Люди подвига и примера» рассказывает о двух замечательных людях: Федоре Степановиче Циоме, учителе истории школы №10 и Вассе Федоровне Маркиной, директоре этой школы. Федор Степанович в 19 лет потерял зрение в боях под Ленинградом. Благодаря помощи Вассы Федоровны, он смог окончить Новосибирский пединститут и стал талантливым учителем, получил звание «Заслуженный учитель РФ».

Ко Дню учителя подготовлены также следующие темы: «Легенды школы», «Учителя-ветераны», «Педагоги – выпускники школы», «Народный учитель – защитник сирот» (Об А.А. Католикове).
muzei10Для старшеклассников проводятся экскурсии с учетом профильного обучения. Например, для математических классов подготовлена тема «По следам двух фотографий». (Это - первый и второй выпуск классов математиков программистов в 1963 г. и 1964 г., которые набирались на конкурсной основе с участием ученых СО АН СССР и были прообразами физматшколы. Среди выпускников этих классов много выдающихся ученых).

Экскурсоводы музея Николай Сорокин и Даша Грахова  провели экскурсию по городу Новосибирску для участников V и VI региональной научно-практической конференции школьников «Эврика». Слушателями были учащиеся и учителя из Омска, Томска, Барнаула, Бурятии. Все отмечали высокий уровень проведения экскурсии, за эту работу они получили  Дипломы Министерства образования Новосибирской области. (Текст этой экскурсии опубликован в газете «Педагогическое эхо». 2010, №11).

muzei11Вечера-встречи. Регулярно проводятся встречи с ветеранами Железнодорожного района. Мы благодарны этой организации за сотрудничество и за пополнение фонда музея ценными изданиями. Например, 17 марта 2011 года прошла встреча с участниками Курской битвы. Интересные выступления ветеранов, фильм, подведение итогов общешкольной викторины, концерт – такова насыщенная программа этой встречи. Генерал-майор Ермолов А.И. и ветеран Костенко С.Н. подарили музею две книги.

Мы низко поклониться Вам должны
За то, что мы живем на этом свете,
Полили кровью Вы поля войны
И мы за эту кровь теперь в ответе...
(М.И. Гребнева, учитель истории гимназии №10)
muzei12

Встречи проводятся и с родственниками гимназистов, участниками военных действий. Учащиеся 2-х классов встречались с Шкреба Иваном Васильевичем, председателем ветеранской организации СибАГС, прадедушкой одной из учениц. Он подарил музею журнал с публикацией о нем под названием «Командир «Катюш», диск с песней «Дети войны», написанной студентом академии. В 5-х классах проведена встреча с участником войны с Японией, прадедушкой одной из учениц Молодиным Виктором Григорьевичем. У него издан сборник стихов о войне. Ребята читали эти стихи.

muzei13Тесная связь сейчас у актива музея с выпускниками 1941 г. Собран богатый материал об этом выпуске: фотографии всех трёх выпускных классов; аттестаты с отличием об окончании школы Августы Табатчиковой и Александра Рабко, погибшего под Сталинградом; письма с фронта; воспоминания, похвальные грамоты 1939 и 1940 года, стихи выпускников. Проводятся встречи в музее, переписка, разработан сценарий и проводится в группах литературно-музыкальная композиция «Они из 1941 года», оформлен тематический альбом, ведется шефская помощь, поздравления к праздникам.Дети восхищаются, насколько интересны и высокообразованны эти люди, как они до сих пор хранят верность школьному братству, помнят об ушедших, заботятся о живых. Это общение интересно взаимно.

Вот запись в книге отзывов, оставленная выпускниками 1941 года: «Наша огромная благодарность создателям музея, учащимся школы и очень добрым хозяевам, встречавшим нас, выпускников 41 года, и тех, кто учился в ней в годы войны. В каждом из нас ожили чувства не только своей молодости, но и появилась уверенность, что школа и теперь стремится воспитать достойное поколение, и доказательством этого являются представленные нам экспонаты музея...».

muzei14

Вечера-встречи проводятся также с интересными людьми Новосибирска: учеными, писателями, журналистами, деятелями искусства. Эти встречи формируют чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине. Например, 28 апреля 2011 г. состоялась встреча учеников восьмых и девятых классов с известным новосибирским журналистом Тяботиным Вячеславом Васильевичем. Он – один из авторов книги «Непридуманные истории ХХ века. Новосибирцы о времени и о себе». ». Второй автор Соловьёва О.С – выпускница нашей школы 1971 года (к сожалению, рано ушла из жизни). Книга создана по материалам одноименной радиопередачи, которую на протяжении 10 лет вели на новосибирском радио эти два журналиста. В ней собраны около 100 очерков-воспоминаний новосибирцев о пережитом, об исторических событиях, очевидцами или участниками которых они были. Среди них - ученые, деятели культуры и искусства, военнослужащие, учителя, рабочие. Эти рассказы – важный источник краеведческих знаний.
Для гимназии № 10 эта книга интересна еще и тем, что в очерке «Афганские были» приведены сведения о Сергее Шлыкове, выпускнике школы №10, погибшем при выполнении воинского долга в Афганистане.
Два экземпляра книги подарены автором нашему музею. По её материалам были проведены чтения и беседы в восьмых и девятых классах. На встрече присутствовал также редактор книги Лазуткин Валерий Борисович. С большим интересом ребята слушали выступления гостей, делились своими впечатлениями и размышлениями о прочитанном. Была представлена компьютерная презентация и стенд о Соловьевой О.С.
 
Уроки мужества, викторины.
muzei16Уроки мужества посвящаются Дням воинской славы России. Руководитель музея Шигаева Т.Г. является одним из авторов учебно-методического сборника «Дни воинской славы России», изданного в 2004 году ДТДУМ «Юниор» и направленного во все школы области. В нем даны не только развернутые справки к каждой дате, но и разработки викторин, исторических игр.
Уроки мужества посвящаются также подвигу на войне выпускников и учителей школы. Особое внимание уделяется новым документам, полученным в ходе поисково-исследовательской работы. Вот некоторые темы: «Навеки двадцатилетний» (О Владимире Оленеве, выпускнике 1941 года), «В небе войны» (О летчике Геннадии Серебряникове), «Человек необычной судьбы» (о летчике В.Т. Кириллове, бывшем учителе школы №10) и др.

Сложилась система общешкольных викторин, которые организует музей. По военно-патриотической тематике они проводятся к датам основных сражений Великой Отечественной войны (например, «Огненная дуга», «Сталинградская битва», «Героический Ленинград»). Обычно дети готовят письменные ответы по классам и представляют творческую работу по теме. Награждение победителей проводится во время встреч с ветеранами, участниками этих сражений.
Другие формы викторин: устные викторины по классам после бесед или экскурсий; видео викторины, когда вопросы даются в форме компьютерных презентаций. Например, в 5-6 классах такая викторина проведена по теме «Улицы Победы», в 7-8 классах – «Новосибирцы-герои Отечества». Общешкольные викторины проводились также по истории Новосибирска и истории гимназии (школы) № 10.

muzei17В проектной деятельности гимназистов по учебным предметам используются материалы музея. Сложилась система такой совместной работы с предметом «Информатика. Учащиеся старших классов выбирают тему проекта в музее, ведут поисково-исследовательскую работу и оформляют результаты в виде текстов рефератов, докладов, тематических экскурсий. А на уроках информатики они создают электронные продукты по этой теме (виртуальные экскурсии, компьютерные презентации и пр.). Свои работы они показывают и защищают перед одноклассниками и в параллельных классах. Таким образом, фонд музея пополняется новыми материалами, интересными экспонатами. Например, работа Елены Триандафилиди «Нити жизни» (о родословной семьи, о прадеде – участнике защиты Брестской крепости) заняла первое место в научно-практической конференции учащихся Железнодорожного района (секция «Музееведение») в 2010 году.

Музей координирует свою воспитательную работу со всеми подразделениями и объединениями гимназии. Среди них: методический совет, совет классных руководителей, совет самоуправления, школьный интеллектуальный клуб (ШИК), ЛИТО, дискуссионный клуб любителей истории.

Конкурсы. Музей принимает активное участие в городских конкурсах школьных музеев и научно-практических конференциях. В 2011 году приняли участие в двух номинациях городского конкурса школьных музеев «Музей – школе». Работы Шигаевой Т.Г. и Кузнецовой Г.А. отмечены Дипломами Главного управления образования мэрии г. Новосибирска. Работа Т.Г. Шигаевой и В.Савич «Путь к успеху» отмечена дипломом в конкурсе «Будаговские чтения».

На научно-практической конференции учащихся Железнодорожного района в секции «Музеология» работа Е. Триандафилиди «Нити жизни» заняла первое место. Дипломом была отмечена работа Жалмухановой В. «Навеки двадцатилетний».

Музей ведет большую методическую работу. Опыт работы музея истории гимназии №10 обобщался на научно-практических конференциях, в публикациях на станицах периодических изданий, в электронной газете «Интерактивное обучение». (Список изданий и публикаций см. в приложении).
На базе музея работает «Школа юного экскурсовода». Для учащихся- активистов школьного музея и для начинающих экскурсоводов составлены методические материалы: сборник «Участнику поисково-исследовательской работы в школьном музее», «Искусство публичного выступления».
В 2010 году был проведен мастер-класс для руководителей школьных музеев Железнодорожного района. В 2011 году музей принял участие в работе городского семинара «Проектная деятельность в воспитательной работе». Было подготовлено сообщение об опыте работы, компьютерная презентация, развернутая выставка работ учащихся и методических материалов музея.

Работа школьных музеев многогранна и разнообразна, идет постоянное пополнение фондов, обновление состава учащихся, усложняются образовательные и воспитательные задачи. А значит – впереди много дел!

 muzey1 

 

Руководитель музея - Шигаева Тамара Григорьевна.

 

 

 

 kolЧлен совета содействия работе музея, педагог дополнительного образования: Кольякова Галина Ивановна.

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Список изданий и публикаций методических материалов Шигаевой Т.Г., руководителя музея истории гимназии №10 (МИГ 10)

1. Шигаева Т.Г., Чижкова Л.П. Школьный музей: Сборник библиографических материалов. / Упр. образованием мэрии Новосибирска. ДТДУМ «Юниор». – Новосибирск, 2003. – 39 с.
2. Иванова И.А., Шигаева Т.Г. Дни воинской славы (победные дни) России; Календарь-справочник. /Упр. образованием мэрии. ДТДУМ «Юниор». – Новосибирск, 2004.- 111 с.
3. Шигаева Т.Г. Сценарий вечера-встречи с выпускниками 1941 года //Сценарии праздников, посвященных 60-летию Победы. – Новосибирск, 2005. – С. 3-8
4. Шигаева Т.Г. Методическое обеспечение деятельности музеев образовательных учреждений //Музей образовательного учреждения уникальный социокультурный феномен, связывающий память поколений: Материалы 1-й региональной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2005. – С. 83-88
5. Шигаева Т.Г. Планирование и организация поисково-исследовательской работы // Поисково-исследовательская деятельность в музее образовательного учреждения: П открытая городская научно-практическая конференция. – Новосибирск, 2006. –С. 16-20
6. Шигаева Т.Г. Участнику поисково- исследовательской работы в школьном музее: Методические рекомендации. Памятка учащемуся // Музеи ведут поиск. – Новосибирск, 2007. – С. 11-21
7. Шигаева Т.Г Музей истории гимназии №10: Обзорная экскурсия //Путешествие по вехам истории. – Новосибирск, 2007. – С. 31-37
8. Шигаева Т.Г. Школа и музей – единая воспитательная система. (Из опыта работы музея истории гимназии №10 (МИГ-10) //Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействия семьи и школы. IV городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений. – Новосибирск, 2008. – С.36-42
9. Шигаева Т.Г. Информационные технологии в работе школьного музея. //Школа: новые музейные программы. Пятая открытая городская научно-практическая конференция руководителей музеев образовательных учреждений. Новосибирск, 2010. – С. 27-31.
10. Шигаева Т.Г. Путешествие в историю от школьного порога. (Работа заняла первое место в городском конкурсе «Маршруты по школьным музеям» в 2009 г.) – «Интерактивное обучение». Электронная газета информационного центр «Эгида». – 2009. – декабрь.
11. Шигаева Т.Г. Участнику поисково-исследовательской работы в школьном музее. Методические материалы. – «Интерактивное обучение». Электронная газета информационного центра «Эгида». – 2010. июнь.
12. Шигаева Т.Г. Огневые – сороковые. (Из истории гимназии №10 в годы Великой Отечественной войны. По материалам школьного музея) //Педагогическое обозрение. – 2010. - №5. – С. 17.
13. Шигаева Т.Г., Грахова Д., Скворцова Н. Мой Новосибирск родной. Экскурсия для участников V региональной научно-практической конференции школьников «Эврика». //Педагогическое эхо. – 2010. - №11. – (Методическая вкладка)