Печать

Бурков Олег

. -> Без категории

Олег Бурков – выпускник 10 гимназии 2003 года, золотой медалист, автор филологической работы, опубликованной в московской литературной газете «Первое сентября», победитель Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Сейчас Олег – аспирант кафедры русской литературы Новосибирского государственного педагогического университета, автор множества литературоведческих статей. Участник новосибирских культурных мероприятий, человек добрейшей души. В настоящее время работает фрилансером. Он великодушно согласился рассказать о себе, о своих воспоминаниях о школе, об учителях.

Какие воспоминания у Вас связаны с 10 гимназией? Встречаетесь ли Вы с одноклассниками? Каковы вообще были отношения между учащимися в классе? 

Бурков ОлегВоспоминания о школе у меня довольно противоречивые. Я благодарен «десятке» за полученное образование, доброжелательное отношение и участие учителей, но чувство ностальгии мне не знакомо – я не отношусь к тем людям, которые хотели бы вернуться в детство, и по школьным годам не скучаю ни минуты. Сам институт школы с обязательным набором предметов и мероприятий мне не симпатичен, поэтому во взрослом состоянии мне живется намного комфортнее.
Я побывал всего в двух классах – с первого по девятый в одном, затем – в другом, специализированном «английском», и оба класса были довольно пестрыми, но в целом атмосфера, особенно в старших классах, была дружелюбной. Из тех одноклассников, с которыми я дружил, в Новосибирске остались единицы, и тепло общаться я продолжаю, пожалуй, только с одним человеком со всей параллели, но время от времени встречаюсь и с некоторыми другими – в основном, в Москве.
Расскажите о наиболее ярких событиях, произошедших в тот период, когда Вы учились в школе?
Хорошо помню начальную школу – пожалуй, первые три класса были самыми веселыми и светлыми. Мы часто ездили на природу и устраивали яркие театрализованные уроки английского и 17-го марта отмечали День Святого Патрика, «когда это еще не было модно», как теперь говорят. Яркими событиями можно назвать и многие рядовые уроки – например, Сергея Николаевича Бирюкова, чьи присказки давно вошли в фольклор.
Известно, что Ваша научная статья, когда Вы еще учились в 10-м классе, была напечатана в московском литературоведческом журнале. Расскажите, как это произошло.
Насколько я помню, это был не научный журнал, а газета «Первое сентября», в которой была рубрика детских литературных «исследований». С подачи Валерия Владимировича Мароши, который читал спецкурс по современной литературе, а впоследствии стал одним из моих вузовских преподавателей, я написал доклад о символике мыши в текстах XIX-XX веков, и, видимо, получилось неплохо.
Что дала Вам «десятка» в плане определения Вашего дальнейшего профессионального статуса? Выбора профессии?
Отвечу: «всё», и не преувеличу. Сначала литературой меня увлекли волшебные уроки Натальи Гургеновны Поцелуевой, затем – спецкурсы того же Валерия Владимировича, лекции Юрия Васильевича Шатина и Элеоноры Илларионовны Худошиной. Участвовать в олимпиадах и поступать на филологический факультет не самого престижного, по общему стереотипному мнению, педагогического университета, я решил под впечатлением от их лекций. Мне кажется, Лидия Ивановна Норина и другие учителя в то время создавали все условия для развития в гуманитарной сфере, за что я очень благодарен.
Чем, на Ваш взгляд, отличается 10 гимназия от других школ? Как Вы думаете, что необходимо гимназии, чтобы поддерживать бренд?
Мне кажется, 10 гимназия отличается высоко поднятой планкой во всех сторонах школьной жизни, и это создает очень конкурентные условия как среди отдельных учеников, так и среди классов, и даже в учительском коллективе, хотя мне трудно об этом судить. В «десятке» традиционно много спортивных, олимпиадных и КВН-овских побед, инновационные методики, большой выбор дополнительных курсов, принцип «приглашенных звезд» - не только лекторов, но и настоящих знаменитостей – вспомнить, хотя бы, визит актера Эштона Катчера. Все это, безусловно, способствует всестороннему развитию детей, но у целеустремленности и соревновательности есть и обратная сторона – пафосные и высокомерные нотки, которые нет-нет да проскальзывают в гуле коридоров. Я бы пожелал родной школе развивать не ставить во главу угла авторитет учителя и престиж школы, а развивать в учениках и учителях не только лидерские, но и командные, партнерские качества – именно за счет этого можно поддерживать имидж передовой гимназии.
Интересно ли Вам было учиться в школе?
Мне было интересно на тех предметах, к которым я имел выраженную склонность – т.е. на гуманитарных, а вот уроки алгебры и физики я не любил. С другой стороны, я думаю, что личность учителя определяет если не всегда, то очень часто интерес учеников – например, я не скучал на уроках химии и астрономии. Может быть, случись мне увлечься не литературой, а, скажем, геометрией, я бы выбрал совсем другое образование – в детстве я хотел стать не филологом, а художником или архитектором.
Сейчас Вы, как известно, аспирант кафедры русской литературы ИФМИП НГПУ. Какова тема Вашей будущей диссертации и планируете ли Вы связать свою жизнь с научной деятельностью?
Тема диссертации звучит так: «Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция». Кропивницкий не входит в школьную программу – он был подпольным поэтом, одним из пионеров самиздата, и патриархом так называемой Лианозовской группы поэтов и художников. Но я уверен, что творчество лианозовцев обязательно будут изучать в школе – это один из самых ярких периодов в русской литературе 20 века.
Назовите Ваших любимых поэтов и писателей? Объясните, пожалуйста, почему именно эти авторы стали для Вас знаковыми?
Мой любимый поэт – Ян Сатуновский, из тех же Лианозовцев, чье творчество приходится на 1950-1970-е годы. Мне кажется, он недооценен, и мера его известности обратно пропорциональна таланту. Надеюсь, эта ситуация со временем изменится – в ближайшее время готовится издание полного собрания его стихотворений.
Возможно, кому-то это покажется странным, но в русской прозе я больше всего люблю Пушкина и Лермонтова. Перечитываю регулярно и не устаю удивляться чистой красоте их языка. Чего, к сожалению, не могу испытать при чтении других наших классиков. В 20-м веке я больше всего люблю рассказы И.Бабеля и романы Саши Соколова. Из зарубежных авторов в числе любимых, почему-то французы: Флобер, Марсель Пруст, хотя читал в переводах. Я неисправимый эстет и причины всех увлечений одна – красота (стиля, мыслей или фантазии).
За современной литературой стараюсь следить, но похвастаться знанием чего-нибудь особенно изысканного не могу. Недавно прочитал сразу несколько последних романов Пелевина, и получил большое удовольствие.
Вы закончили отделение классической филологии. Кем Вы работаете сейчас? Пригодился ли филологический опыт в Вашей нынешней деятельности?
Работаю я не по специальности, и, после защиты диссертации, хочу продвигаться не в научной сфере, а в медийной: мне очень интересны интернет-технологии, реклама и журналистика, и моя нынешняя работа находится на пересечении всех трех этих направлений. Филологическое образование мне не просто помогает, оно сформировало мой взгляд на мир: критическое мышление, привычка проверять факты и искать источники окружающих явлений и событий, видеть то, что не заметно с первого взгляда и навыки анализа - все это, конечно, пригождается не только в науке.
Как Вы относитесь к нынешним реформам в области образования?
Реформы образования не вызывают у меня никакой симпатии, во всяком случае в том виде, в каком они проводятся, и под руководством тех людей, которые ими руководят. Создается впечатление, что в образовании, как и во многих других сферах, реформы проводятся вопреки представлениям профессиональных сообществ. Правильные решения имели бы общественную поддержку, а если ее нет, то очевидно, что нужно искать другие пути.
Расскажите, пожалуйста, о том, чем Вы увлекаетесь в жизни помимо того, что связано с профессией.
Одним из хобби хочется назвать путешествия, но, к сожалению, совершать их получается не так часто, как хотелось бы. Но посещать в новые места стараюсь при любой возможности – самым экзотическим, пожалуй, была поездка по Южной Африке, от Атлантического до Индийского океана. В дорогу, конечно, взял почитать «Фрегат «Палладу» Гончарова. Прочитать о Кейптауне 19 века, и через несколько дней увидеть его своими глазами – удивительные воспоминания.
Активно занимаюсь йогой, но вряд ли это можно назвать увлечениям. Кстати, рекомендую всем, особенно тем, кто ведет пассивный образ жизни (а его ведем практически все мы).
Что касается культуры, меня очень увлекает кино и современные сериалы, качество которых подчас на голову выше широкоэкранной продукции. Мне кажутся, это очень перспективная форма искусства, и уже сейчас в ней есть свои шедевры.
Что Вы можете пожелать гимназии в преддверии ее 100-летнего юбилея?
10-й гимназии я хочу пожелать процветания и многих счастливых выпускников. Мне кажется, в Новосибирске у «десятки» прочные позиции, и я уверен, что она их не сдаст.

 

Александра Григорченко и Полина Поваренкина, 10 Э

Скачать интервью